Байдуков Георгий Филлипович родился 13 мая 1907 г.(26 мая по н/стилю)в семье железнодорожника на разъезде Тарышта, ныне Татарского района Новосибирской обл. Русский. Окончил профтехшколу в г. Омске, был рабочим. В 19 лет поступил на военную службу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков и после успешного прохождения теоретического курса продолжил учебу в 1-й Военной школе летчиков (Кача), которую окончил в 1928 году. Далее служба в 20 отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа – младший летчик, старший летчик, с 1930 г. в Научно-испытательном институте ВВС летчиком-инструктором, старшим инструктором-летчиком, а с 1933 года командиром корабля авиабригады этого же НИИ, участвовал в ответственных зарубежных полетах (в Польшу, Францию, Чехословакию) на воздушных кораблях конструктора А.Н.Туполева (АНТ-6, АНТ-5). В 1934 – 1935 гг. учился в Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского на инженерном факультете.
В 1934 году после спасения с помощью самолетов экспедиции и экипажа теплохода «Семен Челюскин» в стране возрос интерес к освоению неизведанного северного края. Решению этого вопроса способствовало создание в конструкторском бюро А.Н.Туполева самолета АНТ-25 с большой дальностью беспосадочного полета и последующая его доработка для полетов над морем и в Арктике. В 1935 г. было принято правительственное решение о перелете на данном типе самолета через Северный полюс в Америку. Командиром экипажа утверждался полярный летчик, герой спасения челюскинцев, одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза С.А.Леваневский. Вторым пилотом в состав экипажа вошел Г.Ф.Байдуков, в совершенстве владевший пилотированием самолета по приборам («вслепую»). 20 августа 1935 г. экипаж Леваневского предпринял попытку осуществить запланированный перелет, но из-за неисправности в масляной системе единственного на самолете АНТ-25 двигателя полет был прерван.
С сентября 1935 г. Георгий Филиппович – летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, участвует в доработках самолета АНТ-25 для арктических полетов. По окончании доработки самолета. Для вновь задуманного перелета через Северный полюс по рекомендации Г.Ф.Байдукова в качестве командира экипажа (первого летчика) был выбран опытнейший летчик-испытатель завода авиационной промышленности В.П.Чкалов (в связи с командировкой Леваневского в США для ознакомления с зарубежными многомоторными самолетами для дальних полетов). Штурманом экипажа определен А.В.Беляков, профессор, начальник кафедры Военно-воздушной академии.
20-22 июля 1936 г. экипажем: В.П.Чкалов (командир), Г.Ф.Байдуков (2-й пилот) и А.В.Беляков (штурман) совершен беспосадочный перелет по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-на-Камчатке – о. Удд (о. Чкалов). За 56 час 20 мин они преодолели 9374 км. За героизм и мужество, проявленные в полете, каждому участнику перелета присвоено звание Героя Советского Союза. Г.Ф.Байдукову была вручена «Золотая Звезда» за № 9.
18-20 июня 1937 г. тот же экипаж совершил еще более дерзновенный, исторический перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) продолжительностью 63 час 16 мин (протяженность маршрута 8504 км).
Рассматриваю в Музее Войск ПВО копию бесценного документа – «Штурманский бортовой журнал самолета №025» с дарственной надписью четким каллиграфическим почерком: «Товарищу Бородулину М.А. На память о совместной работе. Г.Байдуков 09.7.65». Ветеран Войск ПВО полковник Бородулин Михаил Лазаревич (проживает в Москве) длительное время работал в 4-м ГУ МО на ответственных должностях в период руководства управлением Г.Ф.Байдукова. Ксерокопию бортового журнала он передал в музей, где экспонируются предметы и документы, связанные с деятельностью Георгия Филипповича в Войсках ПВО страны. Бортовой журнал с документальной точностью и беспристрастностью отображает действия экипажа от начала перелета до его окончания. Где еще можно прочитать такие сведения: «На горке предполагали долить 65 кг (90 литр) горючего, но не долили…»?
Взлет 18 июня на самолете АНТ-25 произведен в 4 час 04 мин с аэродрома в районе Щелково (ныне аэродром Чкаловский) с использованием специально построенной «горки» в связи с предельной загрузкой самолета. В журнале записано: «Взлет – 1час 04 мин по Гринвичу… Вес самолета при вылете 11180 кг». Пилотировал при взлете В.П.Чкалов. А при дальнейшем выполнении перелета место летчика попеременно занимали Чкалов и Байдуков, место штурмана - Беляков и Байдуков. Время смены строго фиксировалось в журнале. Указаны также контрольные ориентиры, время их прохода (по Гринвичу), курс, высота, скорость, показания бензосчетчика и др. показатели. До Белого моря контрольные ориентиры названы по наименованию городов, рек, а далее над акваторией Северного Ледовитого океана и его морей указывалась широта и долгота в градусах и минутах.
Через 14 час 44 мин после взлета в графе журнала «Заметки в пути» появляются записи: «Слева как шапкой накрывает облачность», «Вправо светлее – там Чкалов хочет набрать высоту». А еще через 38 минут – «Идем выше чорт его знает какого слоя облачности». 18 июня в «слепом» полете находились 1 час, винт и хвостовое оперение подверглись слабому обледенению. В районе Северного полюса (проход 19 июня в 4.15 по Гринв.) наблюдали льды, белые с трещинами разводий и торосами. Запись А.В.Белякова: «Компас штурмана ходит почти кругом. Идем по СУК (от авт. – солнечный указатель курса); трудно. Поправляю вправо-влево. Летчик держит курс по ГМК (от авт. – гиромагнитный компас)». В тот же день помечено: «У Валерия сводит ногу. Требует частой смены»…Через 4 часа после прохода полюса: «Снижение. Внизу земля с озерами и заливами». А еще через час: «Берег острова Земли Бенкса». И «лирические отступления»: «Что такое Земля Бенкса? Безжизненный кусок коричневой земли, в канавках лежит снег, так что вид ячеечный, местами поля снега, береговые возвышенности»…Тут же реалии полета: «В кабине -1 град»…«У Байдукова замерзли стекла, не видно водомерной трубки…Срезали лед финкой», позже: «Апельсины у нас померзли…». Продолжение записей 19 июня: «16.15 Пирс Поинт… 17.00 р. Андерсон». А далее тревожные записи: «22.20 Внизу горы…Над ними мощные (облака) 8-10 бал. Еле переваливаем облака на высоте 5300 м. Кислород на исходе…22.50 Обнаружилось, что в водяном бачке нет воды. Вода в мешке замерзла…23.55 Высота 6100м, но облака еще выше. Начался слепой полет Байдукова»… «20 июня…0.40 Продолжается слепой полет Байдукова. Высота 6000…Кончился кислород. 0.48 Начинаем пробивать облачность вниз. 1.00 Закончили на Н=4000 м. Море, берега не видно. Всего находимся в воздухе 48 часов». «6.30 Наступила ночь и слепой полет в облаках ночью вдоль побережья (Байдуков). Справа немного светит луна (тускло)… 8.22 В кабине стало холодно - (минус) 9 град. Байдуков ведет ночью по верхушкам облаков, иногда в них залезая, болтает…Рассвет ожидается около 12 ч по Гринвичу»… «14.33 Снижаемся под облака вблизи г.Portland. Снижение идет очень медленно…Внизу рваные облака почти до земли…Плохо с водой…, вылили все что было…Бензин начал понижаться в расходном баке…15.41 Разворот обратно на Portland…16.20 Посадка в Ванкувере»
На странице 26 журнала запись: «Всего были в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовали горючего7933 л.=5658 кг». И подпись: А.Беляков.
Изучая содержание бортового журнала убеждаешься какой силой воли, мужеством и самообладанием, кроме отточенного профессионализма, обладали все члены экипажа самолета, чтобы успешно завершить этот полет. И с уважением оценивается достойный вклад Георгия Филипповича в достигнутый результат.
За осуществление героического впервые выполненного беспосадочного перелета через Северный полюс все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и получили новые воинские звания: В.П.Чкалов – полковника, Г.Ф.Байдуков – майора, А.В.Беляков – бригинженера.
Еще раз по этому маршруту Г.Ф.Байдуков выполнил перелет в 1975 году, когда героический экипаж (без В.П.Чкалова, погибшего в 1938 г.) на Ил-62м в качестве пассажиров прибыл в Ванкувер в качестве почетного гостя церемонии открытия 20 июня 1975 г. монумента, посвященного историческому перелету 1937 г.
Автору данной статьи посчастливилось видеть героя и слушать его обстоятельный рассказ об этих выполненных перелетах. В классе Главного штаба Войск ПВО страны по просьбе партийной организации оперативного управления (в которой Георгий Филиппович состоял на учете и трудился с 1972 г.) обаятельный и скромный герой поведал нам, молодым офицерам, подробности перелета, теплые встречи на американской земле и тот энтузиазм, с которым встречала Советская страна возвратившийся экипаж. Когда мы в конце встречи сказали ему, как величают его офицеры главкомата и авиаторы страны («человек-легенда»), он сказал просто и твердо: мы профессионально выполняли свое дело.
Участие Георгия Филипповича в работе партийных собраний, не частые, но обстоятельные выступления по обсуждаемым вопросам выслушивались с большим вниманием. И в перерывах всегда он находился в окружении офицеров-операторов различных возрастов. Мы задавали ему массу вопросов о жизни и деятельности в разные годы. Отвечал он без подробностей об участии в советско-финляндской войне, где он командовал авиагруппой и авиаполком. Вспоминал и о Великой Отечественной войне.
Через два месяца после начала войны Г.Ф.Байдуков вновь в Соединенных Штатах Америки, участвует в решении вопросов поставки авиационной техники по ленд-лизу, организации доставки самолетов в Советский Союз. На аэродроме Гаген-Филд в штате Вашингтон прибывшая из СССР бригада летно-технического состава решала также практические вопросы переучивании наших летчиков на передаваемые типы бомбардировщиков и истребителей.
С ноября 1941 г. полковник Байдуков в гуще событий в стране: заместитель командира, а вскоре и командир авиационной дивизии резерва Ставки, затем на Калининском фронте, с марта 1942 г. на этом фронте возглавляет ВВС 4-й ударной армии, участник битвы под Москвой. В дальнейшем командует авиадивизиями в составе 3-й и 2-й воздушных армий, участвующих в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр. С января 1944 г. генерал-майор авиации Байдуков формирует 4-й штурмовой авиакорпус, который с мая в составе 16 воздушной армии принимает участие в операциях 1-го Белорусского фронта по освобождению городов Бобруйск, Осовец и др. С августа 1944 г. авиакорпус, возглавляемый генерал-лейтенантом авиации Байдуковым, в составе 4-й воздушной армии ведет бои в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта.
После войны с октября 1945 г. – заместитель командующего воздушной армией в Ленинградском военном округе. С декабря 1947 по сентябрь 1949 г. возглавляет Главное управление Гражданского воздушного флота, затем учеба в Высшей военной академии им. К.Е.Ворошилова. В феврале 1952 г. он получает назначение в Войска ПВО страны на должность заместителя начальника Главного штаба, где идет перевооружение частей на новую технику. В авиаполки поступают новые реактивные истребители МиГ-15 бис, МиГ-17. На базе фронтового истребителя создан истребитель-перехватчик МиГ-17 пф с радиолокационным прицелом и форсированным двигателем. Прошла испытания первая подвижная РЛС сантиметрового диапазона П-20 («Перископ»). В том же году готовится и в октябре издается правительственное постановление о формировании для противовоздушной обороны Москвы первых зенитных реактивных полков, вооруженных системой «Беркут» (название системы составлено из сокращений фамилий ее создателей – С.Л.Берия и П.Н.Куксенко, позже получила наименование С-25), а также специальной учебно-тренировочной части для подготовки специалистов по этой системе.
В мае 1953 г. после перевода Управления командующего Войсками ПВО страны на новый штат генерал-лейтенант авиации Байдуков назначен заместителем начальника Штаба Войск ПВО страны по спецтехнике. Обновление вооружения и техники в родах войск противовоздушной обороны продолжается. Постановлением Правительства СССР утвержден план опытных разработок и научно-исследовательской работы в области радиолокации. Принимаются на вооружение и начинают поступать в войска РЛС сантиметрового диапазона П-20, метрового диапазона П-10, а также станция помех бомбоприцелам СПБ-1. В системе «Беркут» создаются четыре управления для руководства зенитными ракетными частями в 4-х секторах, в центральном аппарате Войск ПВО создается управление спецвойсками ПВО страны. В истребительной авиации списываются снятые с вооружения устаревшие самолеты Ла-9, Як-15, Як-17, принимается на вооружение двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 с радиолокационной станцией перехвата и прицеливания РП-1 («Изумруд»), проводятся испытания для него более совершенной станции РП-6 («Сокол»). Задается разработка первого сверхзвукового истребителя МиГ-19 и на его базе перехватчика МиГ-19п с бортовым радиолокационным прицелом РП-5.
К июлю 1953 г. Г.Ф.Байдуков разрабатывает систему перехвата и уничтожения воздушных целей истребительной авиацией с использованием единой комплексной автоматизированной системы. В докладе командующему Войсками ПВО страны он предложил выступить с ходатайством создать в составе Управления Научно-технический комитет Войск ПВО. Через год формирование НТК Войск ПВО страны для планирования, контроля и координации научно-исследовательских работ в области новой техники было объявлено приказом Министра обороны, а 29 апреля 1954 г. НТК введен в штат директивой Генерального штаба.
Система противовоздушной обороны Союза ССР в 1954 году (29 апреля и 8 мая) была «проверена» вторжением боевых иностранных самолетов и фактически безнаказанными их полетами над территорией нашего государства. Двумя правительственными постановлениями от 27 мая 1954 г. была учреждена должность Главнокомандующего Войсками ПВО страны и определены меры по обеспечению Войск ПВО страны новой техникой. Приказами Министра обороны проводятся мероприятия по совершенствованию организации войск: районы ПВО переформировываются в округа и армии ПВО. Усилиями Правительства СССР активизируются работы по вводу в строй стационарной многоканальной зенитной ракетной системы противовоздушной обороны Москвы «Беркут» (С-25), по созданию перевозимых ЗРК С-75, системы радиолокационного опознавания «Кремний-2». Принимается на вооружение самолет-перехватчик Як-25м с бортовой РЛС РП-6 («Сокол»). Основным видом вооружения истребителей-перехватчиков ПВО определяются ракеты «воздух-воздух». В Министерстве обороны СССР для продолжения работ по системе ПВО С-25 было образовано 4-е управление МО, подчиненное ГК ВПВО страны.
В мае 1955 г. первая зенитная ракетная система С-25 была принята на вооружение, включена в состав Московского округа ПВО и получила действительное наименование – 1-я армия ПВО особого назначения. На базе 4-го управления было создано 4-е Главное управление МО, подчиненное Главнокомандующему Войсками ПВО страны. На должность первого заместителя начальника 4 ГУ МО был назначен генерал Байдуков.
С апреля 1957 г. он – начальник 4-го Главного управления МО СССР. Если в начале формирования на Главное управление были возложены задачи руководства развитием и совершенствованием зенитной ракетной системы ПВО Москвы, то в дальнейшем Главк выполнял функции Генерального заказчика разработки, серийного производства и технического обеспечения эксплуатации всех видов основного вооружения ПВО (кроме истребителей-перехватчиков) и стал фактически проводником научно-технической революции в Войсках ПВО страны. Генерал-лейтенант авиации, с 1961 г. – генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков руководил 4-м ГУ МО на протяжении 15 лет. За этот период деятельность Главного управления от создания противосамолетного зенитно-ракетного управляемого оружия распространилась на все виды оружия для борьбы со средствами противника в воздушно-космическом пространстве, на средства и системы разведки и боевого управления войсками в интересах воздушно-космической обороны.
Принятая в 1961г. военно-политическим руководством США новая военная стратегия «гибкого реагирования» предусматривала значительный рост стратегических наступательных сил. Поступление на вооружение армии США и некоторых других государств блока НАТО баллистических ракет с межконтинентальной дальностью полета, запуск искусственных спутников Земли и экспериментальных космических аппаратов обусловили поиск и практическое разрешение проблем ракетно-космической обороны страны. В связи с этим в Советском Союзе совершенствуются средства борьбы со стратегической авиацией, крылатыми ракетами и другими летательными аппаратами противостоящих государств. Широким фронтом развернулись работы по созданию систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контроля космического пространства (ККП), противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО).
В 1961 г. Главный штаб Войск ПВО выступил инициатором разработки основных направлений решения проблемы создания СПРН, и в совместной работе ученых, представителей штабов и научно-исследовательских учреждений были сформулированы выводы о необходимости иметь в Вооруженных Силах системы предупреждения как об авиационном, так и о ракетном нападении на страну, при чем обе системы должны быть в составе Войск ПВО страны.
В 1962 – 1965 гг. были подготовлены и приняты специальные партийно-правительственные постановления, определявшие направления исследований и опытно-конструкторских работ по созданию надгоризонтных и космических средств обнаружения баллистических ракет, командного пункта управления ими с полной автоматизацией процесса сбора и обработки данных, выработки информации предупреждения и передаче ее на оповещаемые пункты управления. Первый радиолокационный комплекс раннего обнаружения в составе двух узлов (в Заполярье и Латвии) и командного пункта (в Подмосковье) был принят на вооружение в феврале 1971 г. Этим было положено начало реальному вкладу Войск ПВО страны в сдерживание ракетно-ядерного нападения противника.
Одновременно шли работы по созданию центра контроля космического пространства, первая очередь которого в 1969 г. прошла государственные испытания. С 1972 г. центр ККП первой очереди решал задачи каталогизации космических объектов, оповещения о пролете разведывательных космических аппаратов, выдачи информации о космической обстановке Генеральному штабу и главным штабам видов Вооруженных Сил.
В июне 1960 г. на государственном уровне было принято постановление о создании системы противоракетной обороны для перехвата и уничтожения одиночных баллистических ракет. 4 марта 1961 г. осуществлен впервые в мире перехват головной части баллистической ракеты, запущенной с ракетного полигона Капустин Яр (район Волгограда), и уничтожение ее осколочно-фугасной боевой частью противоракеты. Успех полигонных испытаний позволил разработать эскизный проект создания боевой системы ПРО А-35 для обороны объектов Москвы. В июне 1971 г. система А-35 была сдана в опытную эксплуатацию. Одновременно продолжались работы по созданию новой многоканальной системы ПРО, которая была принята на вооружение в 1978 г.
Система противокосмической обороны в Советском Союзе разрабатывалась с 1961 г. с задачей поражения разведывательных и навигационных космических аппаратов противника. Первые запуски противоспутников были произведены в ноябре 1963 г., а в августе 1970 г. впервые в мире орбитальный комплекс ПКО поразил космический аппарат-мишень. В феврале 1973 г. орбитальный комплекс ПКО был введен в опытную эксплуатацию, а в ноябре 1978 г. принят на вооружение. В 80-х годах программа развития системы ПКО прекращена из-за отсутствия должной поддержки и финансирования.
Таким образом, в 60-х годах составные части ракетно-космической обороны, основные системы и средства для борьбы с ракетно-космическим противником, его баллистическими ракетами стратегического назначения и космическими аппаратами в полете были созданы. В марте 1967 г. они были объединены сформированным в составе Войск ПВО страны управлением нового рода войск – ПРО и ПКО. Позже они получили наименование - войска ракетно-космической обороны и в совокупности с противосамолетными формированиями фактически составили войска воздушно-космической обороны страны. Создание и совершенствование систем и средств воздушно-космической обороны шло при активном участии генерал-полковника авиации Г.Ф.Байдукова.
С сентября 1972 г. Байдуков – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. В этой должности он не прерывает служебные связи с коллективом управления, переформированного в ноябре 1978 г. в Главное управление вооружения Войск ПВО, с научно-исследовательскими и военными организациями, выполняющими задачи создания, проектирования и испытания новой техники для Войск ПВО. С июля 1988 г. Г.Ф.Байдуков в отставке.
Георгий Филиппович, наряду с талантливым руководством деятельностью по созданию техники и вооружения противовоздушной обороны, обладал литературным даром живого изложения материала любой сложности, ярко и убедительно писал о профессии летчика, правдиво рисовал образы знакомых ему людей. Им написаны весьма популярные книги: «Из дневника пилота» (1937 г.), «Записки пилота» (1938 г.), «Первые перелеты через Ледовитый океан» (1983 г.), «Рассказы разных лет» (1983 г.), несколькими изданиями в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Чкалов» (4-е изд. в 1986 г.). Последняя книга «Командарм крылатых» (о командующем ВВС Я.Алкснисе) вышла уже после смерти автора.
О жизни и подвигах «человека-легенды» рассказано в мемуарной литературе, во многих литературных произведениях.
Герой Советского Союза Г.Ф.Байдуков был удостоен многих государственных наград Советского Союза и других государств. Он награжден 2-мя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4-мя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, 2-мя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени, 4-мя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР 1, 2 и 3-й степени, медалями, а также орденами и медалями зарубежных стран.
Его имя увековечено в географических названиях. Остров Лангр в Охотском море переименован в остров Байдуков. Его именем названы улицы в Витебске, Могилеве, Донецке. Он являлся почетным гражданином г. Николаевск-на-Амуре.
Скончался Георгий Филиппович Байдуков 28 декабря 1994 г. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
О жизни и деятельности Георгия Филипповича Байдукова подготовлены статьи в научные журналы и в газеты.